ТОМСК, 6 фев – РИА Томск. Прощание с трагически погибшим основателем театра "2+ку" Владимиром Захаровым проходит в Томске в среду, 6 февраля. Коллектив РИА Томск выражает соболезнования семье и коллегам мастера и вспоминает, каким был легендарный Захаров. Больше года назад журналисты заглянули за кулисы его театра…

Снаружи здание Театра живых кукол "2+ку" напоминает сундук или деревянную шкатулку внушительного размера. Открываешь дверь, и кажется, что заходишь не в театр Владимира Захарова, а к нему домой. Приглушенные голоса доносятся из дальней комнаты, откуда через минуту показывается борода, а затем и ее улыбчивый обладатель.

– Вы Владимир Захаров? – спрашиваю из "прихожей".

– Я Владимир Захаров? – невозмутимо интересуется он у своего недавнего собеседника. Проходим в просторную светлую комнату: наполовину гостиную, наполовину террасу.

– Кто построил все это?

– Нас было много на челне;

Иные парус напрягали...

Почти шепотом Владимир цитирует строки из "Ариона" Пушкина. Тишина.

– Я построил этот мир. Там, где мы сидим, раньше был дом. "С евроремонтом", как говорил его бывший хозяин.

Евроремонт заменил деревянный интерьер: вешалки-плечики из сосновых веток, мебель, пол, стены и, конечно же, куклы.

Захаров рассказывает: проект "Оживление пространства" появился много лет назад. В его рамках изготавливали кукол самых разных размеров, которые сами говорили, пели, двигались и создавали особую атмосферу в том месте, где "жили": будь это музей Роберта Боша в Штутгарте или магазин игрушек в Томске. В театре такие куклы оживают с приходом зрителей.

– Вместе с другом, с которым 33 года назад занимались робототехникой и которого потом я переманил делать куклы, получили первый заказ с СХК (Сибирский химический комбинат "Росатома" под Томском. – Ред.) и заработали 700 тысяч рублей. Тогда – 16 лет назад – это были сумасшедшие деньги.

Когда Владимир и бывший директор театра Андрей Рюмин "расходились", они разделили имущество, и Захарову достался маленький дом, но с большим участком. И Захаров построил театр.

В этом году зданию 13 лет. И здесь несколько раз в неделю проходят спектакли, главные актеры в которых – куклы.

– Кукла на запястье – мое изобретение. Она отличается от других кукол тем, что управление на голову передается движением запястья. Глаза, рот, каждый пальчик – тоже двигаются от руки. Получается живой и динамичный персонаж. Кроме таких кукол в спектаклях участвуют электронно-механические (такие, как в "Оживлении пространства").

– Что кроме вас и кукол присутствует на сцене? Есть какой-то реквизит, декорации?

– Декорации у меня… лаконичные. Один персонаж меня спрашивает: "Аскетизм или лаконичность?". Скорее, второе. Я немногословен. Романы не писать! – рассказывает Захаров.

И добавляет, что, во-первых, не умеет рисовать. А во-вторых, у него "нет такого воображения, чтобы придумать какую-нибудь навороченную декорацию", как в классических театрах.

– Да и смысла в этом нет, потому что основное, что происходит, – взаимоотношение с куклой, какого нет ни в одном театре мира. Это родство, которое не поддается объяснению.

По его словам, обычно в театрах кукол проблема в том, что игрушечные "актеры" не могут конкурировать с человеком. А в "2+ку" – все наоборот. Ведь тут куклы живые. Перед выступлением в прошлую субботу, например, Ежик капризничал, задерживая начало: вдруг захотел пить, и Владимиру пришлось быстро бежать через зал за кружкой чая для главного актера.

– Это мне нужно стараться за ней (куклой) тянуться, она обаятельна в своем размере, в своей трогательности, во всем, что говорит и делает. Формируется сознание этой куклы, образ. В моей голове есть определенный кусок, который отвечает за все слова, которые она говорит. Я таких слов никогда не скажу, никогда не буду себя так вести, – поясняет Захаров.

Наталья Пленцова, с которой мы встретились в гостиной, помогает Владимиру и учится у него делать куклы и ставить спектакли. Сейчас они готовят пять премьер, среди которых спектакль "Король умирает". Для него Захаров сделал куклы-портреты для Натальи и себя.

– А есть у вас любимая кукла? – спрашиваем у Захарова.

– Любимая кукла? У вас есть дети? Все они разные, со своими характерами.

Владимир отодвигает заднюю кулису, открывая место, где создаются новые герои. Столы мастерской завалены проводками и инструментами. Тут же компьютеры, розетки, ткани и куклы – висят под потолком. Звездюка, выделяющийся из всех своей округлостью и желтизной, Заяц-хвастунишка со старенькой шкуркой, Ежик – звезда шести спектаклей…

– А его так и зовут – Ежик?

– Ежик Владимирович, – важно отвечает уже сам Ежик.

Он позирует перед фотоаппаратом, жестикулирует, общается с Владимиром и нами, как живое существо. А глаза, хоть и деревянные, но совсем не пустые...